Муниципальное бюджетное учреждение
театрально - концертный комплекс
"Драматический театр им. А.Н.Толстого"
Телефон, факс: (8464) 33-37-36 (директор театра),
98-61-64 (зам.директора по зрителю),
33-38-39 (касса)





Понравился ли Вам спектакль «ПРИКЛЮЧЕНИЯ У СВЕТОФОРА»?

Да, сходил(а) бы еще!
Понравилось всё, но одного раза достаточно.
Не понравился.
Затрудняюсь ответить.
Еще не видел(а).



Всего голосов: 23
Результат опроса

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:







Партнеры театра










Информационные партнеры











Информацию
о партнерах театра
можно посмотреть
в разделе "О театре"


«Жертвы века»
«Жертвы века»: игра не только в казино

В сызранском театре состоялась премьера комедии «Жертвы века» по пьесе А. Островского «Последняя жертва». Зрители с особым чувством ждали этого события, поскольку произведения великого русского драматурга ставятся у нас нечасто (последний раз - в 2008 году, когда спектакль «Лес» открыл 90-й сезон). Каким же получился новый спектакль?

В первую очередь хочется успокоить тех зрителей, у которых пьесы Островского неизбежно вызывают ассоциации со школьной программой. Никакого погружения в историю, мудреных оборотов речи и в итоге чувства того, что спектакль «опоздал родиться»! Если сначала невольно обращаешь внимание на костюмы действующих лиц, отсылающие к концу 19-го века (пьеса написана в 1877 году), то затем границы времени словно стираются. Возникает чувство, будто герои движутся навстречу зрителям и в конце концов сливаются с ними. Они - такие же, как мы. Или наоборот?

Островский, конечно, не был провидцем. Но он понимал, что проблемы, терзающие общество в 19-м веке, и через сто, и через двести лет останутся актуальными. Так хорошо изучить человеческую природу драматургу помогла судебная практика, которой он занимался по желанию своего отца. Например, сюжет «Последней жертвы» ему навеял громкий уголовный процесс «червонных валетов». Тому, как развлекалась золотая молодежь в Москве в 70-е годы 19-го века, могли бы позавидовать многие нынешние аферисты! Но стоит заметить, что современное звучание спектакля - во многом заслуга московского режиссера Сергея Дмитриева. Он с огромной ответственностью подошел к изучению самой пьесы, биографии Островского и других материалов, помогающих понять авторский замысел. Именно поэтому каждая роль в спектакле выписана особо тщательно.

Вкратце сюжет пьесы таков. Молодая вдова Юлия Тугина безоглядно влюблена в повесу Вадима Дульчина. Но, увы, ее избранник - типичный альфонс и ценит в женщинах только платежеспособность. А тетушка Юлии Глафира Фирсовна прочит ее в невесты состоятельному, но уже далеко не молодому купцу Флору Федулычу. Ее планам суждено сбыться, но какой ценой! В итоге Юлия разочаровывается в Вадиме, который из-за своего пагубного пристрастия к игре в рулетку едва не оказывается в долговой тюрьме. Правда, он находит выход из положения - броситься в объятия к богатой купчихе Пивокуровой. Тем самым он остается в порочном круге, имя которому - игра (не зря актеры, исполняющие роль Вадима - Сергей Михалкин и Владимир Мухтаров, бегают вокруг рулетки). Именно этот мотив, чьим символом на сцене является казино, режиссер посчитал определяющим для понимания спектакля.

Игра, впрочем, происходит не только в казино. Хотя стоит сказать, что образ этого места раскрыт просто потрясающе. Взять хотя бы цветовую гамму: если дом Юлии кажется нежным наивно-голубым облачком, а жилище Флора Федулыча отливает богатыми оттенками зеленого и золотого, то казино - чадящее, напряженно-красное. Такое же, как юбки девиц, отплясывающих здесь канкан. В основном же сценография постановки довольно лаконична. И центром ее остается все та же рулетка. Каждый герой мечтает выиграть в нее что-то свое. Юлия - любовь избранника, Вадим - богатую невесту, племянница Флора Федулыча Ирень - состоятельного жениха, Глафира Фирсовна - внимание к себе... Но, увы, поступки героев не всегда искренни. Это и становится основной причиной их неудач.

Зрители становятся свидетелями и едва ли не соучастниками игры, которую ведет каждый из героев. Взять хотя бы эпизод, когда Юлия (наряду с Оксаной Михалкиной ее играет Марина Филатова, которой, кажется, по плечу все отведенные ей роли) навещает Флора Федулыча, чтобы попросить у него денег. Ее притворство приобретает фарсовый, карикатурный характер, становясь едва ли не передразниванием. Впрочем, то же самое можно сказать и о диалогах экзальтированной Ирень и Вадима, которые кружатся друг перед другом, как будто птицы, распускающие перья. Актеры не жалеют красок, выставляя напоказ нелепость своих персонажей. Такие моменты придают ситуации дополнительный комизм. Особенно там, где есть явные смысловые противоречия. Например, когда одна из девок в доме Тугиной, будучи на сносях, начинает утверждать, что, мол, мужчин у нас не бывает - ни-ни! Или взять реплику Флора Федулыча «Да разве дети платят что-нибудь своим родителям?!», произнесенную одновременно с недвусмысленным ощупыванием прелестей молодой вдовы. Между тем, несмотря на огромное количество сказанной лжи, каждый из героев стремится обличить другого. Чем не современное общество?!

Думается, актерам было непросто работать в выбранной стилистике спектакля. Но все они справились с поставленной задачей: образы получились яркими. Несомненной удачей стала роль Глафиры Фирсовны для Лидии Дымовой. Ее героиня не прочь выпить по маленькой да понюхать табачку, не чужда пристрастия к деньгам. Но при этом она, единственная из всех героев, понимает, что главное все же - не заветные бумажки, а душа...

Удался Владимиру Калялину характер богатого купца. В его воплощении Флор Федулыч стал моложавым, импозантным, умеющим поразить даму красивым жестом. И вместе с тем - идущим на поводу у собственной слабости: вожделения молодой девицы. Он часто пошевеливает пальцами рук, от чего они кажутся еще больше. Купец все-таки, знает, как деньги к себе грести! И именно этот расчетливый человек, кажется, по-настоящему влюбляется в Юлию и пытается уберечь ее от разочарования и бедности. С ним она и находит свое успокоение.

Однако спектакль не дает зрителям утешительного конца под названием «добро побеждает зло». Финал открыт. Нам просто предлагается задуматься над тем, как мы живем. Не поставили ли мы ненароком на карту чью-то судьбу в угоду своему капризу? Не бегаем ли по замкнутому кругу, потеряв свое истинное лицо в погоне за деньгами? Кто знает...
Елена ОСИПОВА
г-та "Волжские вести"
№ 20 от 18.03.2014 г.

"Жертвы века". чему их приносят?

14 марта в Сызранском муниципальном драматическом театре им А. Н. Толстого состоялась очередная премьера. На суд публики была представлена комедия «Жертвы века» по пьесе А. Н. Островского, которую поставил московский режиссер Сергей Дмитриев. Чем примечательна новая работа Сызранской Драмы? Почему на нее стоит сходить?

Во-первых, пьесу нашего великого русского драматурга «Последняя жертва» (режиссер-постановщик просто вернулся к первоначальному названию произведения, данному автором), на удивление, мало ставят на отечественной сцене. Почему? Не очень понятно. Может быть, потому, что она относится к позднему этапу творчества Островского, где и сюжетные линии, и характеры героев, и способ разрешения основного конфликта не так просты и однозначны, как в других произведениях основателя современного русского театра? Так что у сызранской публики есть реальная возможность посмотреть спектакль, поставленный, прямо скажем, по довольно редкой пьесе певца Замоскворечья.

Во-вторых, в итоге получился живой, динамичный полноформатный спектакль (действие длится почти три часа), насыщенный движением, с цветовым и музыкальным решением, с оригинальной сценографией (художнику-постановщику Ларисе Назаровой – респект), в которой актерам легко работать. Много режиссерских находок и «фишек», которые кажутся весьма небезынтересными. Безусловно, есть и актерские удачи. Но все это надо просто увидеть! И, смеем надеяться, что спектаклю «Жертвы века» на сцене Сызранской Драмы уготована долгая жизнь…

В-третьих, стоит обратить внимание на то, как режиссер-постановщик по-своему, оригинально, решил главный конфликт пьесы. Напомним, что главная тема, которая идет сквозь все творчество А. Н. Островского, - любовь и деньги. Но Сергей Дмитриев в одном из своих интервью заявил, что в его постановке главная – тема игры. Ей, кстати, подчинены и музыка, и сценография. Не случайно и действие ряда сцен спектакля проходит в казино. Интересно, что образ Дульчина (в премьерной версии эту роль сыграл пластичный Сергей Михалкин) в русской драматургии затем удивительным образом превратится в князя Бельского из толстовской «Касатки»…

Кстати, не обольщайтесь особо по поводу жанра постановки, указанного на афише. «Жертвы века» - в современном смысле этого слова не столько комедия, сколько драма. Несмотря на остроумные ситуации, искрометные шутки и диалоги, в итоге от нее так и веет безысходностью и беспросветностью. Ибо здесь нет ни одного (!) положительного героя, как это может показаться на первый взгляд. Все персонажи являются жертвами века: времени наживы и подлости.

Судите сами. Дульчин – мот, игрок и жиголо, просадивший состояние любимой женщины. Может быть, Лавр Мироныч, которого мастерски сыграл Андрей Бурнаев? Так он – мошенник. Или его дочка Ирина Лавровна (Анастасия Землянская)? Влюбленная дурочка. Далее. СалайСалтаныч (Олег Егоров) – ростовщик и, выражаясь современным языком, коллектор. Даже колоритная Глафира Фирсовна (засл. артистка России Лидия Дымова) хоть и высказывает здравые концептуальные мысли вроде «Что деньги? Прах!», но, принимая участие в интригах, не забывает о личной выгоде.

Один из самых сложных образов «Жертвы века» - Флор Прибытков (его воплотил на сцене Владимир Калялин). Вы думаете, он - высокоморальный попечитель состояния Тугиной? Как бы не так! Он сух, предельно расчетлив и затеял сложную многоходовую игру ради того, чтобы заполучить в жены красивую вдову. Наверное, по похожим схемам он проводил слияния и поглощения других состояний. Именно из Флоров Прибытковых затем стали рождаться «акулы империализьма». О каких тут чувствах можно говорить? Вот как гений Островского в далеком 1877 году смог разглядеть все характерные признаки формирующейся российской буржуазии?

И, наконец, о главной героине. Ради любви ей пришлось пойти на унижения. И принести себя в жертву на алтарь Любви. Но ради кого? Дульчина? Вся эта ситуация с продажей имения поневоле рождает аллюзию с чеховским «Вишневым садом». В финале же спектакля Юлию Тугину ждет, пусть и сытое, но безрадостное будущее: замужество за нелюбимым человеком. Так будущее ли это?
Андрей Илюшин
г-та "Волжские вести в субботу"
№ 12 от 22.03.2014 г.



Распечатать Переслать
Вернуться назад




446001, Самарская область г. Сызрань,
ул. Советская, д.92 syzdrama2@yandex.ru.
Театр начинается с вешалки ...
Сызранский драматический театр
имени А.Н.Толстого 2008-2011