Сызранский драматический театр имени А.Н.Толстого - Статьи

http://syzran-drama.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=269
Распечатать

Нина Барковская: Маленькие роли бывают Любимее

     Актерскую семью Андрухович (Барковская - сценический псевдоним Нины Васильевны) в Сызрани знают и любят. Из Уральска они приехали 22 года назад - в 1994-м. Сперва, в марте, Юрий Петрович, а в октябре в штат местного театра была зачислена и его супруга. Интересной и долгой оказалась их дорога в сызранский театр, а жизнь в нем, по словам Нины Васильевны, пролетела как один день.

     Словно только вчера состоялось памятное знакомство с Александром Ривманом, который, пообщавшись с  Юрием и Ниной Андрухович, как в старом советском фильме, сказал тогдашнему главрежу Андрею Ермолину: «Надо брать!». А, впрочем, не удержали бы чету Андрухович в нашем театре слова Ривмана, если бы Нина Васильевна не влюбилась в местную архитектуру.

      «Поезжайте в Сызрань, там хорошие ребята»

     Познакомились Юрий Петрович и Нина Васильевна в Барнауле, поженились в Иркутске, затем 16 лет отслужили в театре Уральска (Казахстан). Планируя возвращение в Россию, подумывали про Иваново, но заехали в Самару - в гости к другу семьи, однокашнику Барковской по Саратовскому театральному училищу Юрию Долгих. Он - актер СамАрта с 1978 года, заведующий кафедрой актерского мастерства Самарского института культуры. Долгих им и посоветовал ехать в Сызрань: «Там у меня работают хорошие ребята – Сергей Салмин и Андрей Ермолин (ныне Заслуженный деятель искусств Мордовии, главный режиссер Государственного русского драматического театра Республики Мордовия, профессор), творческие, инициативные, вам понравится». Тут же с ними созвонился и попросил «посмотреть». Труппа сызранского театра на тот момент была укомплектована полностью.

     Приехали - сразу в театр. А там то ли сдача спектакля, то ли собрание – директор и главный режиссер к ним выйти не смогли. Пришел Ривман. У Александра Авраамовича, и об этом в театре знали все, было удивительное чутье на людей, а уж на настоящих актеров и подавно. Посидели, поговорили, Ривман куда-то ушел. Вскоре появился Андрей Ермолин. Как потом выяснилось, Александр Авраамович вынес свой категоричный вердикт, а к его мнению Андрей Николаевич прислушивался, знал, что у того глаз-алмаз. Так вместо Иваново попала семья Андрухович в Сызрань.

 

Началось всё в Барнауле

     В театр юного зрителя столицы Алтайского края Нина Барковская приехала после окончания в 1968 году Саратовского театрального училища, и не только она: режиссер увез в Барнаул весь ее курс, так что работалось молодым актерам весело. Юрий Андрухович в ТЮЗ попал по распределению. Он из Иркутского театрального.

     За первые пять лет, что будущие супруги прослужили в барнаульском театре, был сыгран не один спектакль, где они работали в паре. В «Горя бояться - счастья не видать» по Самуилу Маршаку Нина Васильевна играла Настеньку, а Юрий Петрович Ивана Тарабанова. Теплые воспоминания оставила их совместная работа в спектакле «Дождь лил как из ведра» по одноименной пьесе Михаила Шатрова и Александра Хмелика. Были и другие работы. Молодые, легкие на подъем, красивые, с творческой фантазией, открытые всему новому и интересному, а пять лет видели друг в друге исключительно коллег. Короткое замыкание между ними произошло на гастролях, там же все и заискрилось. В декабре 1976 года поженились. Совсем скоро, через несколько месяцев, отметят сорокалетие с того памятного дня.

     За эти годы столько всего личного, дорогого только им обоим накопилось, что воспоминания об этих мгновениях могут проявиться в самых неожиданных ситуациях. Довольно часто это случается на репетициях.

- Проходим текст, казалось бы – обычный рабочий момент, - рассказывает Нина Васильевна,- и вдруг начинаем смеяться, что-то вспомнилось, пошли какие-то ассоциации из общего прошлого. Настолько уже досконально знаем друг друга, что и объяснять ничего не нужно. Вот сколько помню наши совместные репетиции, столько и хохочем.

 

От незамерзающей Ангары в солнечный Уральск

     В Иркутский театр Нину Васильевну сманил Юрий Петрович, там он вырос, учился, туда его и тянуло. Поехала.

     Жизнь и работа в местном театре чем-то были похожи на ту, что вчерашние выпускники театральных вузов вели в Барнауле. Все время что-то придумывали: конкурсы к праздникам то по выпечке блинов, то по приготовлению салатов из одуванчиков и прочих трав, прорастающих в окрестностях Иркутска. Театром выезжали за грибами и ягодами, играли в футбол, учили английский, пели, организовывали концерты - весь город собирали на свои творческие посиделки. Отличные отношения у актеров сложились и с ребятами из музыкального училища – они играли в театральном оркестре. Жили весело, дружно. Все нравилось Нине Васильевне: и местная труппа, и роли. Все, кроме климата.

     Холодный воздух с Байкала, бурная Ангара, незамерзающая в некоторых местах даже зимой, не пришлись ей по душе. В какой-то момент ее терпение лопнуло, да и мама Нины Васильевны, живущая в Уральске, стала хворать. Теперь Юрий Петрович поехал вслед за супругой - в Казахстан. В Иркутске у него родни почти не осталось. В Уральске чета Андрухович задержалась на 16 лет. Их старший сын Лев к тому моменту уже уехал учиться в Саратов, с родителями остался один Филипп.

     Из уральских ролей особенно памятна Нине Васильевне работа в спектакле по роману Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», в котором она играла одновременно две роли: Афродиты - жены кладовщика Гладышева и воображаемого им мерина. При том, что перевоплощаться из одного образа в другой приходилось, практически не двигаясь с места. Одну реплику необходимо было произносить от женщины, а вторую – от мерина. Менять по ходу сцены мимику, голос, повадки, оставаясь в том же костюме, в тех же декорациях. Конечно, выстроить эти образы, сыграть их было интересно. Иногда такие вот неглавные роли могут быть ближе и дороже, хотя, как говорит сама Нина Васильевна, у нее все работы любимые.

 

Не только актёры

     Нередко тех, кого мы привыкли видеть с экранов, со сцены, воспринимаем едва ли не небожителями, словно существуют они в другом измерении, на другой планете. Конечно, у творческих людей свой, особенный, мир, свое мышление, свое видение. Но ходят они по той же, что и мы с вами, земле, в те же магазины, ездят с нами в общественном транспорте. И когда возвращаются из театра домой, становятся обычными людьми: готовят, стирают, убирают квартиру, живут своими интересами. Они мамы и папы, сами чьи-то дети.

     Так и с семьей Андрухович. Какие они, когда выходят из театра? Какими их видят приятели или соседи? Нина Васильевна более усидчивая: комнатными растениями да палисадником у подъезда занимается, вяжет, плетет макраме, решает бытовые проблемы.

     Юрия Петровича дома практически не застать: у него и театр, и «Кошкин дом», и общественные интересы. Если затеян ремонт собственной квартиры – значит, инициатива Нины Васильевны, если идет благоустройство придомовой территории,  то – Юрия Петровича. Его стараниями при финансовой поддержке меценатов этим летом была обустроена детская площадка у дома, где живет семья Андрухович, теперь ребятне есть где играть.

     Но одну потрясающую идею, воплощенную Юрием Петровичем в собственной квартире, заметит любой гость. В кухне над дверью он повесил настенные часы. Пять штук. Все одинаковые, только время показывают разное: местное, московское, барнаульское, иркутское.

     А еще Нина Барковская просила не забыть написать, какой Андрухович замечательный отец. Но об этом можно было и не напоминать. Этот вывод сложился сам собой из нашей беседы, из семейных фотографий. На одной из них он и старший сын Лев, как два закадычных друга, курят сигары – снимок сделан на свадьбе Филиппа. Родные люди? Конечно, но видно, что еще и очень близкие друг другу.

     Лев – фаготист, играет в оркестре Саратовского оперного театра. Там же работает и его жена Марина, она – вторая скрипка. Другой сын Филипп – фотограф. От его снимков трудно оторвать взгляд - завораживают. Живет в Москве, воспитывает сына. Одна большая творческая семья.

     Преданность четы Андрухович сцене отмечена множеством наград разных уровней. В 2010 году почетное звание Заслуженного артиста РФ было присвоено Юрию Петровичу, в 2014-м Заслуженной артистки Самарской области – Нине Васильевне.

     Скоро в Сызрани стартует новый театральный сезон, и Нина и Юрий Андрухович снова окунутся в привычную для себя среду репетиций, спектаклей, творческих встреч. Хотите увидеть сами? Тогда выбирайте: «Ханума», «Женитьба», «Изобретательная влюбленная», «Касатка», «Блажь», «Моя жена - лгунья», «Семейный портрет с посторонним» и другие – во многих спектаклях сызранского театра запоминающиеся зрителям образы воплощают любимые горожанами Нина Барковская и Юрий Андрухович.


                                                    Людмила МИРОНОВА
                                                    г-та "Волжские вести в Субботу"
                                                    24.09.2016 № 39