Вообще в творчестве американского автора Дональда Ли Кобурна пьеса с таким названием считается одной из лучших. Не зря же она была удостоена в свое время Пулитцеровской премии. Казалось бы, в ней нет особых изысков, откровений, глубокого психоанализа и какой-то философии. Да и сделана она в лучших традициях коммерческой драматургии. Но у этой вроде бы незатейливой истории о двух одиноких стариках, попавших в дом престарелых, которые начинают играть в карты ради того, чтобы скоротать время и восполнить недостаток общения, есть один несомненный плюс.
Пьеса «Игра в джин» носит диалоговый характер, что позволяет артистам, кроме пластики, мимики и иных выразительных средств, раскрыться через речь с ее богатством интонаций и полутонов и дает им большое поле именно для актерской игры. И, надо заметить, что Юрий Андрухович и Лидия Дымова (во втором составе – Нина Барковская) прекрасно используют предоставленные возможности.
Герой Юрия Андруховича Мартин Веллер, бывший бизнесмен, получился вполне саркастическим и язвительным стариком, а Фонсия Дорси у Лидии Дымовой вышла миловидной интеллигентной старушкой. В промежутках между раздачей карт и возгласом «Джин!» они чуть ли не исповедуются друг другу. Но дело доходит до конфликта, который разрешается смертью главного героя: Мартин Веллер проиграл не партию в карты, он, оставшийся на склоне лет без денег, здоровья и близких людей, проиграл по жизни.
Поэтому, несмотря на заявленный жанр трагикомедии и на то, что по ходу действия мы видим целый ряд остроумных моментов и забавных режиссерских находок, премьерный спектакль правильнее было бы определить как драму. Потому как ничего веселого в судьбе одиноких стариков, оканчивающих свои дни в доме престарелых, конечно же, нет. И почему они туда попали – большой вопрос и к ним самим, и, разумеется, к обществу.
Так что мы имеем смелость утверждать, что основной пафос спектакля «Игра в джин» - тоска по духовности и душевности, а главная тема – одиночество. Кстати, телеспектакль, записанный еще в советское время в Театре им. Маяковского, в программе передач так и значился – социальная драма.
Нельзя не сказать и о символизме, имеющем место в премьерном спектакле. Режиссер ввел в ткань постановки еще одного персонажа - Джокера. Совершенно чудная находка! Напомним, что это такая карта, на которой чаще всего изображается королевский шут. А в тех или иных играх джокер бьет любую другую карту, включая козырные. В нашем случае в поединке между королем Веллером и дамой Фонсией побеждает именно Джокер! Его просто прекрасно сыграла Татьяна Дымова. Роль у нее – без слов, поэтому актрисе пришлось использовать из своего богатого арсенала максимум выразительных средств.
И, наконец, обратим внимание на сценографию Валерия Ковалёва. Убогая обстановка веранды дома престарелых лишний раз подчеркнута серо-черной цветовой палитрой. А полиэтиленовая пленка на окнах, какие-то забинтованные манекены, инвалидная коляска только усугубляют впечатление от беспросветности бытия стариков. На этом фоне есть только два ярких цветовых пятна (причем от сцены к сцене – с нарастающим эффектом) – главные герои Мартин Веллер и Фонсия Дорси. Те или иные детали их костюмов напоминают нам, что красный – это не только цвет жизни, но и цвет крови. Это как то чеховское ружье, которое все-таки выстрелит в последнем акте.
Весьма интересно наблюдать за тем, как режиссер-постановщик попытался применить систему Станиславского к пьесе американского драматурга, которая по своей природе больше похожа на сценарий к фильму. Поразительно, но Олегу Шахову удалось невозможное: в почти голливудскую историю (с ее предсказуемостью, а местами – и штампами) он удивительным образом внес некий психологический надрыв, больше характерный для нашего национального театра и его традиций. Получилось, что спектакль об одиноких американских стариках наполнился той самой бесконечной древнерусской тоской. Такая театральная эклектика оказалась весьма интересной.
Думается, что трагикомедии «Игра в джин» на сцене Сызранской Драмы уготована долгая жизнь, а спектакль найдет своего зрителя.
автор: Андрей Илюшин
г-та "Волжские вести в субботу"
№ 13 от 28.03.15 г.