На минувшей неделе в сызранском театре открылся новый сезон. Зрители увидели комедию «Любовь на колесах» по пьесе Сергея Свободы. Над ее постановкой работал режиссер Владимир Калялин.
Напомним, что прошлый театральный сезон открывался спектаклем «Ханума» - очень ярким, динамичным, задорным. Поэтому от нынешнего старта зрители невольно ожидали столь же приятных впечатлений. И это предчувствие не подвело: спектакль «Любовь на колесах» получился искрящимся, легким, в меру ироничным.
Сюжет пьесы довольно прост. Главный герой Александр, дизайнер по профессии, встречается с тремя девушками одновременно. Все они - проводницы поездов, прибывающих в разное время. Имя каждой из них начинается на М - Марта, Машуня, Марго. Удобно, что и говорить... Но, когда в расписании поездов и планах девушек происходят изменения, начинает твориться такое! Эта путаница и смешит, и держит зрителей в напряжении. Да еще в ситуацию вмешивается друг Александра - Андрей. Его, провинциала, приехавшего из Курска в Петербург, поначалу пугает подобное отношение к прекрасному полу.
- Я их обожаю - всех одновременно! - убеждает друга Александр (его играет Сергей Михалкин).
Правда, в итоге ситуация помогает ему выбрать ту единственную, которая нравится больше всего. Друг тоже обретает свое счастье с одной из проводниц. И даже горничная Ада Израилевна по-своему счастлива: за нелегкий труд ей полагается двадцатипроцентная прибавка к зарплате.
В спектакле интересно раскрылся мотив движения, перемещения в пространстве, проходящий через всю пьесу. То, что девушки работают проводницами, диктует определенный стиль одежды у каждой. Но вместе с этим меняются и наряды горничной: эстонку она встречает в костюме а-ля «подружка Микки Мауса», сибирячку - с пшеничной косой на голове и в черном платье с передником, а «гэкающую» ростовскую невесту - в чем-то простецки цветастом. Правда, по мере того, как ситуация все больше запутывается, разные предметы одежды смешиваются в одном образе.
Создать иллюзию движения, многоплановости на сцене помогают и несколько дверей, в которых то появляются, то исчезают герои. И, кстати, диван на колесиках. Он - двусторонний и сделан в форме губ, что придает оформлению сцены будуарность. Еще бы, ведь речь идет о любви, причем ощутимо плотской! Вместе с тем интерьер дома Александра полностью раскрывает его профессию. Выкройки, фотографии моделей, телефон в виде футбольного мячика... Сразу видно, что герой изобретателен и неутомим в своих выдумках. Это касается, разумеется, и девушек тоже.
Стоит отдать должное художнику-постановщику Анне Митко, дебютировавшей с вечерним спектаклем (ранее она занималась оформлением сказок): сценография имеет еще одну особенность, подкрепленную музыкальным сопровождением. Здесь явно прослеживается стиль диско. Яркие цвета, игра света напоминают танцпол. А сам спектакль еще долго будет ассоциироваться с зажигательными хитами короля рок-н-ролла Элвиса Пресли и «Ла Бамбой» Дина Рида.
- Не жизнь, а песня! - то и дело восклицают герои. Но здесь можно бы добавить: не спектакль, а настоящий танец! То озорной, то эротический, то восторженный...
В спектакле хорошо сработали все актеры. Удачно в роли героя-любовника смотрится Сергей Михалкин, дуэты достойно дополняют каждая из его партнерш. Особенно можно порадоваться за Татьяну Костюнину (роль Марты), все ярче раскрывающуюся на сцене. В спектакле «Кабаре господина Аркадия Аверченко» зрители уже видели ее в образе соблазнительницы, теперь же актриса еще прочнее утвердилась в этом амплуа.
Стоит отметить и Владимира Мухтарова. За три года работы в сызранском театре он сыграл немало разных ролей, и каждая из них получалась по-своему яркой. Это и добрый главный герой сказки «Храбрый Щелкунчик», и повеса Вадим Дульчин («Жертвы века»), и жестокий Слаймен («Тринадцатая звезда»), и интеллигентный Котэ («Ханума»). В нынешней постановке Мухтаров - этакий осовремененный Женя Лукашин: в очках на резинке, очень робкий, странноватый, но при этом обуреваемый тайными желаниями. Однако по ходу действия его характер раскрывается, что дает прекрасное впечатление как о комедийном, так и лирическом таланте актера.
«Любовь на колесах» - хороший повод, чтобы посмеяться, поразмышлять об отношениях и даже... работе. Словом, каждый увидит в этом спектакле что-то свое.
Елена Осипова
г-та "Волжские вести"
2.10.2014 г.
"Любовь на колесах" доводит до бракаСвой 96-й сезон Сызранская Драма открыла комедией положений «Любовь на колесах» по пьесе современного драматурга Сергея Свободы. Этот спектакль на сцене СМДТ им. А. Н. Толстого поставил Владимир Калялин, сценография – Анны Митко. Необходимо заметить, что для режиссера работа над премьерным спектаклем стала своего рода дебютной, ибо до этого Владимир Валентинович ставил, причем небезуспешно, сказки.
Скажем сразу: дебют удался! Получился прекрасный и легкий спектакль выходного дня. От «Любви на колесах» не следует ждать каких-то драматургических изысков, сложных образов, второго и третьего подтекста. Здесь - все просто и понятно: линейная композиция, свежий искрометный и остроумный сюжет (мы не станем его пересказывать, дабы не лишать зрителя удовольствия открытия этой истории), современные герои, логичное развитие образов и закономерный финал.
Конечно, есть целый ряд забавных ситуаций, столь характерных для комедии положений, заложенных в самом тексте пьесы, которые обыгрываются актерами с подачи режиссера весьма интересно. А еще в «Любви на колесах» - много динамики, движения и хореографии. На счет последней заметим, что это несомненная заслуга нового балетмейстера Сызранского муниципального драматического театра им. А. Н. Толстого Варвары Чикиной (это был также и ее дебют).
Главное, что Владимиру Калялину удалось почти невозможное: он каким-то неведомым образом умудрился избежать в премьерной работе Сызранской Драмы и пошлости, и так называемой королевской жирафы. Дело в том, что жанр комедии положений предполагает использование в сюжете пикантных любовных ситуаций: такова природа этого направления драматургии. Разумеется, в новом спектакле СМДТ хватает и любви, и легкой эротики, и курьезов «на грани», но все это выглядит весьма целомудренно. И в то же время смешно.
Стоит обратить внимание и на актерские работы. Безусловно, у Сергея Михалкина (он сыграл главного героя Александра) получился очень убедительный герой-любовник. Который в результате всех событий, происходящих на сцене, приходит к выводу, что полигамность хороша лишь до определенного момента, но наступает время, когда надо обзаводиться семьей, тещей, детьми, дачей, кредитами и радикулитом. И герою Михалкина как-то веришь, что именно так оно и будет: в старости, покачиваясь в кресле-качалке с пледом и котом на коленях и потягивая глинтвейн перед камином, он будет говорить своим правнукам: «Эх, а вот в молодости-то я пошалил»…
С еще большим интересом зритель может наблюдать за метаморфозами такого персонажа, как Андрей в исполнении Владимира Мухтарова. Конечно, этот образ слегка гиперболизирован, однако не будем забывать о том, что это все-таки комедия. В начале спектакля мы видим стеснительного молодого человека и глубокого провинциала. А в финале он – уже счастливый обладатель красавицы невесты-казачки. И вполне освоившийся в северной столице горожанин. Вот что с человеком любовь животворящая делает!
Владимир Мухтаров – актер не только разносторонний (достаточно вспомнить его разнохарактерные работы в таких спектаклях, как «Уравнение с неизвестными», «Ханума» или «Кабаре Аверченко»), но и с большим потенциалом. В комедии «Любовь на колесах» ему вообще приходится «держать» на себе целый ряд мизансцен. И, наверное, любопытно было бы увидеть Владимира в какой-нибудь серьезной и глубокой роли из классического драматического репертуара…
Вообще, эта пара мужских персонажей: Александр и Андрей - на самом деле не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Если поразмышлять в спокойной обстановке, то можно найти явные аллюзии в той же французской драматургии, для которой и были характерны комедии положений. И еще, наверное, следует внимательно проанализировать, кто из этой парочки действительно является героем-любовником, а кто – его резонером…
Остается сказать, что каждая из участниц женского трио невест Александра по-своему хороша: будь то Оксана Михалкина (Маргарита), Анастасия Землянская (Мария) или Татьяна Костюнина или Анастасия Шендрик (в зависимости от состава), сыгравшие Марту. И, безусловно, служанка Ада Израильевна в исполнении что Татьяны Ледневой, что заслуженной артистки России Любови Сазоновой, вызывает симпатии зрителей даже на подсознательном уровне, ибо образ сложился цельный и законченный…
В общем, комедия «Любовь на колесах» имеет право занять свое место в обойме спектаклей Сызранской Драмы.
Андрей Илюшин
г-та "Волжские вести
в субботу"